Получается так, мы говорим: Европа замерзает, в Европе всё плохо, производство не работает. Но, тем не менее, европейцы своей валютой активно распоряжаются и рассчитываются. Всё равно достаточно большой накопленный потенциал остаётся, инженерный потенциал в том числе, достаточно большое количество производств, которые пока не переехали, и процесс деиндустриализации пошёл, но пока очень вяло. Но я полагаю, что всему своё время.
На сегодняшний день мы становимся свидетелями определённой переоценки ценностей. Это глобальная переоценка ценностей. Ведь мы прекрасно понимаем, что все конфликты в мире так или иначе происходят из-за материальных ресурсов в любом случае. Клаузевиц не зря говорил о том, что всегда есть определенные причины войны и результаты этой войны – то есть победа или поражение. Всегда есть чётко прописанная победа, когда кто-то получает материальные ресурсы в виде производств, зданий или людей, или и то, и другое, а кто-то становится просто рабами, которые работают на своей же земле, но уже, простите, на другую фирму. Огромное количество возможных сценариев.
Но я бы хотел вернуться к тому, что США с той валютой, которую они произвели, – ведь, по большому счёту, сейчас только ленивый не говорит: а чем обеспечен доллар США?..
* * *
СУДАКОВ: На сегодняшний день те валюты, которые являются валютами так называемых развитых стран мира – условного коллективного Запада, – например, золото покрывает и обеспечивает чуть менее 20% всей стоимости денег. И то, когда говорят об этих 20%, считается, что это очень крутая цифра, прямо очень крутая, прямо невозможно крутая. <…> Единственной страной в мире, которая долгое время могла покрывать золотом свою валюту, была Швейцария – в 70-е годы она покрывала до 40% всех бумажных денег, которые она выпускала. Это же было неплохо!
США имели достаточно небольшой – относительно небольшой, как они считали, – запас золота. В 2009-2010 годах это было порядка 8000 тонн. Но на сегодняшний день мы видим, что в последние годы США слишком активно скупают золото – по всему миру и по любой цене. Не важно, как прыгает цена на золото – они абсолютно всё скупают. Возникает вопрос: а зачем они это делают?
* * *
СУДАКОВ: США очень долгое время считали, что военный актив стоит гораздо дороже, чем золотой. Они полагали, что любой материальный актив – это примерно то, что сейчас есть у американских инвесторов. Вы будете удивлены: если мы посмотрим все деньги, которые были напечатаны американцами, то реальные активы – в зданиях, производствах, во всём том, что можно пощупать руками и что разбросано по всему миру – можно оценить примерно в $35 трлн. Казалось бы, огромная сумма, но вот тут возникает определённый вопрос: если это всё материальные ресурсы, то каким образом только долг перед хозяйствами в Америке составляет $175 трлн? Это же большая сумма, конечно, большая!
И постепенно, шаг за шагом мы подходим к очень, наверное, простым вещам. Да, нет золотого стандарта, да есть постоянный спрос на золото. Но возникает тогда другой вопрос: а мы можем каким-то образом проследить, почему именно доллар США становится мировой валютой, каким образом всё это работало?..