СУДАКОВ: Для кого-то власть – это воля к жизни, для кого-то – смысл жизни, для кого-то это способ существования. Но есть те. кто использует власть исключительно как вампиры: они пытаются своей властью опутать других и постепенно поглощают нацию за нацией. В политической науке есть такое понятие, как пакт с дьяволом. И очень часто под этим пактом с дьяволом подразумевают как раз возможность сделки, которая неоспоримо была заключена после Второй мировой войны, когда США стали готовить хороший плацдарм для того, чтобы создать свои колонии. Пусть богатые, но колонии.
* * *
СУДАКОВ: Американцы говорят: выборы – основа демократии. А что важнее, ценности или процедуры? Конечно, процедуры! Надо регулярно проводить выборы, сменять элиты, и все будет хорошо. Ребята, а вы правда меняете элиты внутри? Возьмите любого сенатора седовласого и спросите: «А чем ваш сын занимается?» – «Мой сын – политик». – «А внук?» – «А внук учится в Гарварде и обязательно пойдёт работать только на политическом поприще». Люди одной фамилии сменяют друг друга. Что, Кеннеди куда-то ушли? Да нет.
Клановость в США – это нормально. Именно клановость создаёт глубинное государство. Одни политики находятся на экране, а другие политики стоят за их спиной и говорят: «Дружище, у тебя хорошая фарфоровая улыбка, ты ее продавай дорого, но ты должен знать, что у тебя всегда есть господин». Начиная с того, что модель патроно-клиентристских отношений выстраивается внутри США, отношения патрона и клиента начинает распространяться на Европу. И американцы прекрасно понимают: самые лишние. кто есть в Европе, это те, кто являются голосующими – граждане. Американцев не интересует гражданское общество, оно лишнее, их интересуют люди, принимающие решения. Они разговаривают с ними, плебс – ни к чему. Плебсу надо периодически давать хлеба и зрелищ – со времён Римской империи ничего не меняется. И тут машина начала сбоить…