Шар раздора: инцидент с китайским аэростатом в воздушном пространстве США сорвал поездку Энтони Блинкена в Пекин. В эфире «Вестей ФМ» политолог, кандидат политических наук, член-корреспондент Академии военных наук Сергей Судаков, соведущий – Владимир Аверин.
Давайте посмотрим на ситуацию немножко по-другому. Мы представим Соединённые Штаты Америки, у которых достаточно устойчивое положение на международной арене. Байден выступает и говорит: «Мы смогли собрать всех своих союзников, у нас всё хорошо, всё замечательно, Европа с нами, Великобритания никуда не денется, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония сильна как никогда, Южная Корея с нами, половина азиатских стран встали под американские флаги. На этом фоне, именно накануне этой речи, он отдаёт приказ сбить этот зонд. Долго рассуждают, какой этот зонд – «хороший», «плохой» и так далее. Американские ток-шоу просто взорвались, все обсуждали этот зонд.
По большому счёту, надо было решать три задачи, очень важные: первая – это политическая задача, вторая – информационная, третья – психологическая. Именно такая триада была поставлена с точки зрения определённого китайского троллинга.
Троллинга ли? А вот теперь посмотрите, давайте просто поймём, в каком контексте всё это происходило. Ситуация с Китаем обострилась как никогда. Если мы посмотрим со стороны США, то они прекрасно понимают, есть ли им чем ответить Китаю, – конечно, есть. С точки зрения промышленности, инноваций, самых современных технологий, конечно, они обходят Китай – это правда. Китай пытается их догнать? Да, пытается. Но, по большому счёту, при всех амбициях Китая он не может сказать, что по определённым технологий, будь то полупроводники или микрочиповое производство, идут ноздря в ноздрю с Америкой. Всё равно они подворовывают американские технологии, давайте будем честны, подворовывают чуть-чуть. Ну хорошо, копируют. И пытаются воспроизводить. американцы просто начинают их очень сильно душить с точки зрения развития крайне высокотехнологической сферы Китая. Успешно они это делают? Да, успешно.
На этом фоне происходит жесточайшее обострение с Тайванем, серьёзное обострение. Китай на сегодняшний день блокирует, и очень успешно, Тайвань, делает всё для того, чтобы его удушить, отказывается от покупки ряда товаров и услуг из Тайваня, а американцы отвечают на это следующим шагом: они решили вывести ряд своих высокотехнологичных производств, включая группу компаний Apple, в другие регионы, чтобы обескровить возможные продвижения современных продуктов на китайский рынок. Ведь идея была не просто вынести производство оттуда, а не позволить Китаю копировать те модели, которые уже были сделаны американцами. Ударит ли это? Да. Но ударит ли это сейчас или в будущем? Конечно, в будущем.
На этом всём фоне госсекретарь Блинкен должен приехать с визитом, а об этом Ху и Байден договорились на Бали, пожали руки, сказали, что встретятся министры. Много вопросов? Да, много.
Как происходит с точки зрения дипломатии согласование всех позиций? Очень важный момент: когда два министра встречаются, то не для того, чтобы говорить «нет» – уже всё до этой встречи согласовано по каждому пункту. Здесь расхождение есть – откладываем, здесь расхождение есть – откладываем, здесь понимаем – да, всё, это подписываем.
Блинкен должен был лететь с определёнными «фи» и сбить определённые планы китайцев. А китайцам сейчас был крайне невыгоден визит Блинкена, потому что они прекрасно понимали, что это был бы абсолютно другой и крайне недружественный визит. Сейчас взаимоотношения Китая и США – очень партнёрские, потому что они друг без друга жить не могут ни коим образом, но в то же самое время они не дружеские.